ПИСАТЬ ДЛЯ ЛЮДЕЙ И О ЛЮДЯХ

ПИСАТЬ ДЛЯ ЛЮДЕЙ И О ЛЮДЯХ

26 апреля 2022

 

Власть труда… Это словосочетание вызывает у меня самые теплые чувства. И не только потому, что я люблю трудиться, но и потому, что связаны они с самой лучшей и родной для меня газетой. Казалось бы, мы настолько избалованы обилием  разнообразной информацией в Интернетe, но каждый раз, когда раскрываю свежий номер «Власти труда», замираю в предвкушении чего-то свежего, оригинального и интересного. Знакомые лица земляков, актуальные темы, новые рубрики, оригинальная верстка, креативные заголовки, инфографика – все это  захватывает и восхищает.

С 20 лет «Власть труда» всегда рядом. В  90-е годы выпускница факультета филологии и журналистки Красноярского госуниверситета вернулась в родной Минусинск с желанием творить «золотым пером», и по рекомендации Людмилы Алексеевны Полежаевой, выйдя из городской администрации, направилась прямиком в редакцию «Власть труда».

Хорошо помню, как обрадовались молодому «кадру» с профильным образованием  Любовь Николаевна Зварич (тогда - замглавного редактора) и Светлана Васильевна Вышар, ответственный секретарь. Они дружно буквально впихнули меня в кабинет главного редактора Н.И. Курочкина. До сих пор помню длинный т-образный полированный стол, за ним важно восседал важный, в летах, человек с пронзительным взглядом. После моего объяснения причины визита он помолчал, а потом, что называется, «выстрелил» в лоб: «Вы планируете стать коммунистом?».

Повторись тот момент сейчас, я бы ответила уклончиво и деликатно. А тогда мы, студенты КГУ начала 90-х (моими однокурсниками были  Алексей Клешко (до второго курса, потом его забрали в армию), известный в крае политолог Александр Чернявский и другие талантливые и известные в крае журналисты), были ершистые и дерзкие. На наших глазах менялась эпоха, и мы в ногу со временем еще на 1 курсе первыми в университете вышли из комсомола, протестуя против формализма и «двойных стандартов». Поэтому что еще могла ответить я, фанат Цоя, Бутусова, «требующая перемен» и не желающая быть «скованной одной цепью»? Конечно: «Нет». Ответ редактора тоже был кратким и категоричным: «Вы нам не подходите».

Дальше мой трудовой путь пошел в другом направлении. Пять лет работы в коммерческой структуре в лихие 90-е дали бесценное умение «читать» людей, находить выход в любой ситуации и ничего не бояться. Вновь встретилась я с любимой газетой, когда пришла работать в администрацию, сначала Минусинского района, потом города Минусинска.

Начинала с работы в пресс-службе, поэтому взаимодействие с редакцией было самым тесным. Информационное обеспечение деятельности власти не совсем журналистика в прямом ее понимании. Здесь нет полной свободы творчества, есть рамки и ограничения, свои цели и задачи, свое искусство. И в самом начале своего пути, часто увязая в канцеляризмах и штампах, постоянно слышала главного редактора газеты Л.Н. Зварич, которая не уставала твердить: «Помни, ты – журналист! Береги это в себе, не превращайся в чиновника в его худшем понимании: с «птичьим языком», бездушными фразами, оторванностью от людей. Всегда помни, что ты пишешь для людей и о людях». Эти слова я несу в сердце всю свою жизнь. Позже прочитала близкие по сути слова Джона Маккрари: «Пока ты не научишься писать для людей, которые при чтении водят по строчке пальцами и шевелят губами, ты не сумеешь добиться, чтобы тебя поняли президенты».

Во время работы в администрациях района и города было немало совместных с газетой проектов, новых рубрик, спецвыпусков, информационных кампаний, порой по самым острым вопросам. Тогда я не раз убеждалась, что «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».

Работа или сотрудничество с «районкой» всегда интересна и одновременно сложна тем, что оценка твоего материала – всегда рядом. Ее дадут тебе земляки, те, кто живет и работает рядом. Тут не получится соврать или не до конца изучить суть предмета, о котором пишешь. И любое неверное слово может сразу же, что называется, «прилететь» обратно. До сих пор помню свой первый провал в самом начале работы в пресс-службе района, когда написала интервью с 40-летним руководителем лет одного из сельхозпредприятий района о ситуации в сельском хозяйстве. В трудное перестроечное время мой герой сетовал на дефицит финансов отрасли, изношенную технику, закредитованность предприятия, отсутствие помощи со стороны власти. На то, что есть у него знание и опыт, есть понимание, что нужно делать, но возможностей, увы, нет.      

Материал получился откровенный, глубокий, честный. Но никак не шел заголовок, который, как известно, есть половина успеха, так как заточен на привлечение внимания читателя. Обратилась за помощью к опытному корреспонденту газеты, который, по его словам, знал всех сельхозников, как «облупленных». Аксакал журналистики меня успокоила, приказав «не париться», мол, заголовок она придумает и напишет при сдаче материала в номер. Довольная, я ушла. На следующий день вышел номер с моим интервью, и мой герой, что называется, проснулся знаменитым. Его коллеги - председатели бывших колхозов, всегда отличавшиеся острым языком, что называется, отвели душу. Да и остальные упражнялись в остроумии как могли. Помню, как я рыдала над газетой, звонила моему герою и извинялась, что так вышло. Тогда мне повезло, он оказался довольно флегматичным и только махнул рукой, сказав обидные слова: «С вами, журналистами, лучше не связываться»». А заголовок над фотографией руководителя хозяйства звучал так: «Вижу, хочу, но не могу».

Работая сегодня директором архива, я счастлива, что прикасаюсь к святая святых – архиву «Газета «Власть труда», в котором хранятся все выпуски газеты, начиная с первого номера. Изучая фонд, сразу видно, что каждое десятилетие в подшивке номеров отличается  настроем, темами и характером подачи материала.

Для 1920 – х характерен резкий, обличительный тон, хлесткие фразы. Главная тематика - сельскохозяйственная, после войны страну надо было кормить и поднимать. Вот заголовки тех лет: «Алена Журавлева, работать надо!», «Несознательный гр.Евлампиев», «Гоните ревизора Водянова!», «Специалисты Минусинска клеймят позором шахтинских контрреволюционеров», «Речку заражают, а Совет ушами хлопает», «Урезать все ненужные расходы, трястись над каждой копейкой», «Безголовые головотяпы из Росстраха», «Ненормальности в подготовке к посеву», «Никуда медпомощь не годится», «Спячка, расхлябанность, разгильдяйство в Минусинском районе».

Постепенно появляются постоянные рубрики: «Бросаем вызов!» (коллектив редакции призывает собрать деньги для пострадавших от наводнения, других бедствий), «Город за день», «Как живет деревня», «Защитим от..»(«кулаков» или «Горкомхоза»), «Почитай эти книжки!», «По мелочам – огонь» (про пьяного ревизора или жену начальника милиции, которая приходит в камеру, берет арестованных и заставляет их работать на своем огороде), «Что случилось» (в основном все происшествия связаны с производством и торговлей брагой), «К раскрепощению женщины-хакасски», «Как бороться с сусликами». В рубрике «Что происходит за границей» пишет газета о событиях в других государствах, преподнося их разнообразно: «В Германии берутся за ум», «Во Франции убивают беззащитных женщин и детей». Регулярно сообщает газета о «состоянии погоды» и уровне воды в протоке.

Выпуски газеты тех лет еще «слепые», фотографий нет, изредка попадаются карикатуры. Но уже есть оригинальные зачатки рекламы: «Курорт «Тагарск» приглашает на отдых», и тут же рядом - статья со словами: «Места на курорте в «Тагарске» очень дорогие и там плохо кормят». Присутствуют трогательные намеки на подписную кампанию – письмо крестьянина-бедняка из Малой Минусы, который пишет: «Газета дорогая. Но недостатков  в ней не нахожу. Очень я ошибся, что поздно подписался».

«Власть труда» 30-х годов уже иная. Нет в заголовках и материалах разудалой наивности и простоты, они более сдержаны, хотя по-прежнему резкие и категоричные: «Лучше хлебозаготовки в Идринском районе, в Минусинском – совсем плохо», «Безобразные результаты месячника», «Месячник животноводства проходит позорно плохо», «Позорно слабо идет подготовка в Минусинском районе к посевной». Кроме сельского хозяйства, развивается тема образования и культуры. Так, в статье «Выгоним из клуба халтуру и танцульки» подвергается критике клубные мероприятия. А в материале «Школа отстает от задач дня и не справляется с ними» приведены  статистические данные о количестве неуспевающих учеников и второгодников. Появляются уже заметки про положительных героев: «80-летний старик Печенкин Федор работает на покосе метальщиком».

В подшивке за 30-е годы газетные полосы все чаще «оживляют» фотографии людей или зданий. Так, под снимком Вознесенской церкви подпись: «Вот здесь десятки лет обманывали трудящихся». Объективнее становится критика, смотрим статью «Минусинский рынок»: «Шумит и гремит Минусинский базар. Точь-в-точь как Гоголевская Сорочинская ярмарка. Но нет здесь никакого санитарного надзора за продающимися продуктами и продавцами…Еще и идет в укромных уголках пение скабрезных песен под аккомпанемент скрипки на счет нашей руководящей партии Р.К.П. и ее честных членов. А темный народ их слушает и потом повторяет».

По-прежнему в руках газеты оружие – действенная критика. Так, комсомольцы села Тесь взялись просортировать 600 центнеров зерна, просортировали 60 центнеров и бросили работу. Поэтому и заголовок соответствующий: «Комсомольцев села Тесь хватило только на 10 процентов».

Продолжается реклама курорта «Тагарска», уже с фотографиями. Интересны киноафиши, где указаны просветительские фильмы «сверх программы» -  «Жизнь бобра», «Охота за дикими гусями».

Появляется вечная тема качества дорог. В заметке «Дороги и мосты при выезде из города не налажены» шофер Заботин задает вопрос горсовету, не пора ли подумать о налаживании дорог и мостов при выезде в села района. «С того времени, как половодьем разрушило мосты и дороги, прошло уж больше месяца!»,- возмущается автор.

С каждым номером набирает обороты тема врагов и вредительства: «В Лугавском пастух-бывший капиталист», «Очистить колхоз им. Ленина от врагов народа», «Председатель Комарковского сельсовета Чуб – вредитель животноводства», «Чистяков сорвал контрактацию», «Гнать вредителей культуры!», «Вражеская работа на минусинском пункте заготзерна».

Особенно поражает резкостью перепечатанный из «Красноярского рабочего» материал «Чем занят редактор Минусинской газеты Ерилов?».  Оценки газете выносятся самые нелицеприятные: «О Минусинской газете «Власть труда» мы должны сказать, что она не только не занимается пропагандой Сталинской Конституции, но и не хочет этим заниматься. Она скрывает от трудящихся района то, что должна пропагандировать во весь голос. Не случайно, в Минусинском районе долгое время орудовали враги народа, они разрушали не только хозяйство района, но разваливали в первую очередь массово-политическую работу. Но если газета не занимается пропагандой Сталинской Конституции, то чем она занимается? Сельским хозяйством тоже не занимается. Может быть, она вела борьбу с врагами народа? Тоже нет. Газета помещала много «разоблачающих» статей…после того, как они были уже разоблачены. Какая от этого польза? Ко всему следует добавить, что минусинская редакция хоронит сотни писем трудящихся. Так куда смотрит Минусинский райком партии?!»

А вот небольшая, но страшная по сути заметка в следующем номере под заголовком «Трудящиеся Минусинского района требуют суровой расправы над врагами народа». В ней пишут о поджоге отремонтированной  школы на Опытном поле и требовании народа вынести приговор в виде высшей меры наказания – расстрела заведующему хозяйством Опытного поля Александру Марьясову и его заместителю Ивану Горбунову.

Под обличительную критику попал и музей Мартьянова. В статье «К чему приводит болтовня о бдительности» автор обращается к коммунисту-работнику музея Корсаку, почему он не принял мер по «очистке» музея от портретов троцкистско-бухаринских банд. «Враги, работающие в историческом отделе, забелили глаза этому горе-коммунисту и усыпили его бдительность тем, что в порядке подхалимства вывесили его портрет как одного из героев партизанского движения в Сибири», - язвительно пишет автор.  Сегодня мы понимаем, что публикация таких статей – приговор живым людям. За каждым печатным словом – трагедия человека, его семьи…

Чем ближе к 1940-му, тем больше заметок на военную тему. «Самый счастливый момент в моей жизни» - так называется письмо призывника Ильи Карлова. «Когда мне сказали, что я призван в ряды Красной Армии, это был самый счастливый момент моей жизни. Радостный, пришел я домой, где родные, узнав о зачислении меня в армию, обнимали и поздравляли меня». Разве можно без слез читать эти строки, зная, какие страшные испытания ждут впереди юных патриотов, как и весь советский народ…

Все чаще встречаются статьи с заголовками «Шпионская деятельность германской разведки», «Крепим оборонную мощь Родины», «Освободим Испанию от гнета фашистов», «Японский шпионаж». Подшивку за 1941 год читать особенно тяжело. Майские и июньские (до 23 июня) газеты сообщают о подготовке и начале посевной, борьбе с наводнением, передовиках сельского хозяйства, бесконечном уничтожении сусликов, проведении комсомольских гимнастических соревнований…Первые полосы уже в обязательном порядке размещают материалы о пактах нейтралитета между СССР и Японией, скупо пишут о воне в Европе и Африке.

В газете за 22 июня 1941 года еще рапортуют о готовности начать сенокос, вспахать пары в каждом колхозе, заготовить много кормов дл общественного стада, завершить в кратчайшие строки строительство гудронированной дороги Абакан-Минусинск, дороги Минусинск-Курагино. Планируют в 1941 году построить в Енсовхозе «Овцевод»  клуб, контору, жилые и служебные помещения…

Следующий номер уже с первой полосы извещает об Указе Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении». Но и в этом номере вместе со сводкой Главного командования Красной Армии за 22 июня 1941 года по соседству размещены статьи о передовиках ремонта уборочных машин колхоза «Труженик», об участии школьников Колмаково в полевых работах. Глубинка еще живет мирной жизнью…

В нескольких подшивках 745-го архивного фонда уместились газеты военных лет, за строками которых - страшная, кровопролитная война, унесшая миллионы человеческих жизней. Наполненные героическим подъемом о военных подвигах и самоотверженном труде в тылу, об ужасах, которые творили фашисты на нашей земле, их содержание невозможно пересказать. Это нужно читать, впитывая каждое слово, вглядываясь в лица на фотографиях, с безграничной благодарностью...  Газета жила вместе с народом, и  дух патриотизма и правового дела, которым наполнены ее публикации военных лет сыграл неоценимую роль  в Великой Победе советского народа над фашизмом.

И, наконец, вот он, победный выпуск газеты  от 9 мая 1945 года! На первой полосе, сверху большого портрета И.В.Сталина, впервые в цвете, красный торжествующий заголовок: «Великая Отечественная война увенчалась полной победой!». На обороте – акт о военной капитуляции и статьи о многолюдных митингах  минусинцев в честь Великой Победы.

Последующие номера победного 45-го рапортуют о перевыполнении плана весеннего сева, о районном конкурсе на лучшего юного ловца грызунов, о расцвете колхозного садоводства… Миром веет от газетных страниц, словно и не было страшной войны. Только в некоторых номерах появляется информация о борьбе с фашистской агрессией на Дальневосточного фронте.

Заголовки подшивки газеты 1950-х также наполнены мирными заботами: «Надежно отремонтируем тракторы», «Больше леса Родине!», «Успешно проведем зимовку скота». Первая полоса от 2 марта 1950 года вообще наполнена суперпозитивом: она сообщает о новом снижении государственных и розничных цен на продовольственные и промышленные товары, с перечнем товаров и указанием в процентах снижении их цены. Страна живет и восстанавливается после разрушительной войны, светло и спокойно на душе.

Уверена, своим кратким путешествием по номерам любимой газеты я обязательно заинтересовала тех, кому интересна история. А если так, то эти люди  обязательно придут в Минусинский архив, чтобы лично познакомиться с «машиной времени» под названием «Власть труда». И газетные страницы прошлых лет оживут и заговорят с читателем о том, что было. Неправда, что газета живет один день! Она живет до тех пор, пока есть те, кому дорога история и народная память!

С юбилеем, любимая газета! Верю в твою вечную жизнь!

 

Директор Минусинского архива Светлана  Завгородняя

Другие новости