Нет ничего важнее, чем сохранить историю Великой Победы
6 мая 2022
Одним из достоверных источников изучения истории Великой Отечественной войны являются документы. Особую ценность для потомков всегда представляют материалы, содержащие персональные сведения об участниках войны. Они позволяют не только узнать или уточнить данные о конкретном человеке, но и пролить свет на его судьбу. Извещения («похоронки») о гибели военнослужащих в годы Великой Отечественной войны являются одними из таковых.
В Минусинском архиве в фонде Р-1030 «Управление социальной защиты населения администрации города Минусинска» на хранении находятся следующие категории извещений о гибели военнослужащих в годы Великой Отечественной войны:
1. На военнослужащих, призванных Минусинским военным комиссариатом;
2. Извещения разных лет, выданных Минусинским военным комиссариатом;
3. Извещения, переданные проживающими в после войны в Минусинске родственниками погибших и пропавших без вести для назначения пенсий или других социальных выплат. Они поступили при реорганизации управления социальной защиты населения города. Минусинскими архивистами была проведена работа по подготовке и приёму дел на постоянное хранение, в результате которой была сформирована опись 2, состоящая из 42 дел и содержащая в себе данные документы.
По словам директора архива Светланы Завгородней, «похоронки» бесценны для истории, так как содержат данные о фамилии, имени, отчестве погибшего или пропавшего без вести бойца, его воинское звание, дату смерти и место погребения».
Поэтому архив совместно с управлением образования города Минусинска разработал проект, направленный на патриотическое воспитание молодежи. В рамках этого проекта учащиеся городских школ, за исключением гимназии №1 и школы №12, сканируют в архиве извещения («похоронки») о гибели военнослужащих в годы Великой Отечественной войны для занесения данных в электронную Книгу Памяти.
Огромное горе конкретной семьи стоит за извещением от 7 мая 1945 года из Минусинского райвоенкомата, содержащим сведения о смерти от ран 31 марта 1945 года и захоронении на кладбище в польском городе Владиславово ефрейтора Якушева Александра Карповича, призванного Тигрицким сельсоветом Минусинского района.[1]
Извещение от 2 июня 1947 года из районного военного комиссариата сообщает родным солдата Щеколкина Степана Васильевича о том, что он пропал без вести в августе 1942 года, в бою за социалистическую Родину.[2] Каким ударом для семьи, ожидавшей мужа и отца в течение двух лет после Победы узнать, что он пропал без вести еще в 1942 году, причем место боя даже не указано.
Трагизмом наполнено и послевоенное извещение от 25 августа 1976 года, адресованное Чанчикову Семену Митрофановичу, о смерти от ран в феврале 1943 года сына Чанчикова Георгия Семеновича и похороненного в ст. Слащевская Сталинградской области.[3] Но в данном случае получение «похоронки» вносило определенную ясность в жизнь семьи погибшего и давало возможность найти могилку сына.
Нередко «похоронки» содержат дополнительные сведения о погибшем военнослужащем. Так, извещение от 23 марта 1943 года, кроме сведений о красноармейце 72 стрелкового полка Тюкачеве Иване Никифоровиче, убитом 4 января 1943 года и похороненном на северо-западной окраине хутора Торский Николаевского района Ростовской области, содержит его довоенный адрес: город Минусинск, улица Ленина, дом 36.[4]
Особые чувства вызывают извещения о гибели военнослужащих, составленные на фронтах Великой Отечественной войны непосредственными участниками событий – командирами и комиссарами воинских частей, нередко знавших лично своих солдат. Таковым является извещение от 20 июля 1942 года из 3-го отдельного стрелкового батальона 58 отдельной стрелковой бригады о гибели уроженца села Тесь Минусинского района Донских Николая Харитоновича 17 июля 1942 года в селе Грузино Ленинградской области.[5]
Подобного рода эмоции возникают и при изучении «похоронок» из эвакуационных госпиталей, составленных медицинским персоналом. На долю военных медиков выпало зачастую быть с бойцами в последние минуты их жизни. Об этом свидетельствует извещение из эвакогоспиталя № 3352 города Тюмени от 9 января 1943 года о смерти от ран уроженца Минусинского района Перковского Петра Трифоновича 9 октября 1942 года.[6]
«Похоронку не зря называют самым страшным документом времен Великой Отечественной войны. Для тех кто получал похоронки на своих родных, не было страшнее горя, чем узнать о их гибели. Даже спустя много лет после окончания войны наворачиваются слезы и замирает сердце, когда держишь в руках этот документ, – говорит Почетный гражданин города Минусинска, дитя войны Анастасия Ивановна Сорокина, – Вдумайтесь: май 1945 года, долгожданная Победа. Изможденные от тяжелого труда, голода, разрухи родители получают извещение о смерти сына, похороненного за тысячи километров от дома в далекой Польше. И даже на могилку своего ребенка они не могут приходить излить горе, так как в те времена это было действительно невозможно.
Нет ничего важнее сохранить историю великого подвига советского народа в борьбе с фашизмом. Городской совет ветеранов во взаимодействии со многими учреждениями Минусинска издал многотомник «Минусинцы и Великая Отечественная…». В книгах этого проекта – воспоминания участников войны, тружеников тыла, детей военного времени, исторические реликвии, биографии, воспоминания, сочинения школьников, документы.
Замечательно, что Минусинский архив и продолжает вести работу по сохранению памяти героического подвига нашего народа».
Ведущий архивист Алексей Шадрин
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] МКУ «АГМ». Ф. Р-1030. Оп. 2. Д. 42. Л. 1.
[2] МКУ «АГМ». Ф. Р-1030. Оп. 2. Д. 41. Л. 2.
[3] МКУ «АГМ». Ф. Р-1030. Оп. 2. Д. 39. Л. 1.
[4] МКУ «АГМ». Ф. Р-1030. Оп. 2. Д. 34. Л. 30.
[5] МКУ «АГМ». Ф. Р-1030. Оп. 2. Д. 7. Л. 5.
[6] МКУ «АГМ». Ф. Р-1030. Оп. 2. Д. 26. Л. 21.